Приветствую Вас, Гость

Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроках информатики (слайд 1)

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Не секрет, что низкая мотивация учения – одна из главных проблем современной школы. Информационные технологии являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, создать мотивацию ученика. Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь, а если используются наиболее эффективные обучающие системы, то ему объясняется решение, он может обсудить его оптимальность и выявить наиболее рациональные решения.

В процессе своей небольшой преподавательской деятельности я столкнулась с такой проблемой: у учащихся высок интерес к практической части информатики, то есть к информационным технологиям, и очень низок, если не сказать, что совсем отсутствует интерес к изучению теории, которая составляет половину всего материала курса информатики и довольно трудна для понимания детей. Особенно это актуально, если учитывать, что преподавание информатики и ИКТ ведется на базовом уровне всего один час в неделю.

 Наша школа – школа инклюзивного образования. В ней собраны дети с разным здоровьем, уровнем психического и физического развития. Очень сложно было выстраивать урок, учитывая все эти факторы.

(слайд 2) Передо мной вставали вопросы: как повысить интерес к предмету, как уплотнить урок, как заставить детей заниматься более активно, как выстраивать линию индивидуального обучения, то есть повысить познавательную активность учащихся.

Компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала. Кроме того, в дополнение к компьютеру и видеопроектору в настоящее время широко используются интерактивные доски. На первый взгляд, свойства интерактивной доски интуитивно понятны: в них совмещены возможности обычной доски и видеопроектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию, видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне.

Еще совсем недавно это казалось фантастикой: чтобы в школьном классе вместо обычной доски висел большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

(слайд 3)Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски — уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.

Вторая задача интерактивных досок — экономия времени занятия за счет отказа от конспектирования. Учащиеся по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

Третья задача интерактивных досок — повышение эффективности подачи материала. Чтобы объяснить механизм этого процесса, сделаем небольшое отступление. В художественной фотографии, театре, кинематографе, мультипликации, живописи и других сферах искусства традиционно различают сцену и героя (объект) — говоря языком психологии, фоновое и когнитивное, фон и фигуру. Фон и фигура подчиняются своим законам, они настолько различны, что их оформлением часто занимаются разные люди. В театре это художник сцены и костюмер, в мультипликации — также художник фона и художник-аниматор.

Сегодня ситуация кардинально меняется. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную учителем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в классе нужный фоновый звук, а учителю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки.

Четвертая задача интерактивной доски в классе — организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях.

(слайд 4) Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учащихся.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учеников. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей аудитории. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп занятия .

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

(слайд 5) Способы использования интерактивной доски на уроке информатики:

·                   объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;

·          проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

·          защита проектов учащимися;

·          создание различных образов, путем "собирания” их средствами доски;

·          проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

·                   выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое .

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

Работа с интерактивной доской делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Учитель может, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили.

(слайд 6) К примеру, на уроках Информатики и ИКТ много времени отводится освоению учащимися приложений Microsoft Office, начиная от текстового редактора Word и заканчивая Access. Для реализации этих задач мне успешно удаётся совместить возможности, которые предоставляет на уроке интерактивная доска SMART Board-660i и материалы, которые вполне доступны каждому учителю на сайте http://www.cwer.ru/node/11531. Хотелось так же поделиться опытом использования интерактивной доски на уроках информатики в сочетании с программным  обеспечением, которое для всех предметов школьного курса предоставляет Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Минобразования и науки России http://fcior.edu.ru/.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие основные преимущества:

·                     совместима с программами для всех лет обучения;

·                     усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами;

·                     предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

·                     делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

(слайд 8-9)

Преимущества для преподавателей

Преимущества для учащихся

·           позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса;

·           поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;

·           позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

·           удобна при работе в большой аудитории;

·           вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

·          делает занятия интересными и развивает мотивацию;

·          учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

·          учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

 

На базе кабинета информатики, в котором и расположена доска проводятся различные совещания, педсоветы, семинары, мастер-классы. Учителя обмениваются друг с другом наработанным опытом и методическими находками, совершенствуют свои компьютерные знания и навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями.

Можно сделать выводы: при использовании интерактивной доски значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможности показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения; повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению учебного предмета.

(слайд 10) В конечном счёте, использование интерактивной доски на уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) положительно влияет на качество образовательных достижений учащихся, а это главное.